Назад к списку

Коуч-сессия 2. Бизнес по наследству

Решения в бизнесе обычно рациональны, и выбор того или иного опредляется величиной выгоды. Но за таким решением могут возникнуть последствия, влияющие на жизнь человека. Потому что затрагивают его ценности. И как тогда сделать выбор, чтобы не  "разорваться" между бизнесом, и своими жизненными ценностями? 


И мы начинаем исследовать, какие ещё ценности могут быть затронуты при принятии решения, кроме тех, что составят выигрыш в бизнесе? И тут выяснилось, что у чисто, казалось бы, экономических решений, могут быть последствия. 

Последствия неэкономического характера. Неэкономического – потому что они окажут влияние не только на бизнес, но и на дальнейшую жизнь клиента, и его близких, т.е. семью. 

Здесь я не могу по этическим соображениям раскрыть подробности, потому что соблюдение Кодекса требует безусловного соблюдения тайны моего клиента. Но для примера, как решения в бизнесе влияют на жизнь, хочу привести такую проблему. 

Все, кто ведёт бизнес, сталкиваются с задачей передачи бизнеса по наследству. Казалось бы, в чём проблема? Взял, да и передал! Ан нет, не всё так просто, как кажется! 

Не хватает денег на воспитание? 

Ведь смысл передачи в том, чтобы бизнес продолжал расти и развиваться, а не закончится печальной историей разорения. А всегда ли наследники - те, кто справится с такой задачей? 

Дети, выросшие в достатке, частенько растут совершенно неприспособленными к жизни, потому что привыкли получать всё готовенькое, на блюдечке. Это, не считая тех случаев, когда у выдающихся родителей «природа на детях отдыхает». 

Видели в интернете, как один такой «наследник» показал стопку тысячных купюр на общую сумму 50 000 рублей? Что, мол, для кого-то это зарплата, за которую надо месяц корячиться, а я вот её просто сейчас порву на ваших глазах! И обрывки денег разлетаются во все стороны! 

Что тут скажешь? Такому чаду бизнес передать, уж лучше сразу всё раздать бездомным!И вот известные в бизнесе люди, которые не хотят допустить такой поворот событий, берут и… лишают своих детей наследства! Т.е. не совсем без копейки, а просто не передают им бизнес, а продают его. И эти средства, или доходы от бизнеса, направляют на благотворительность. 

В своё время так поступил известный Нобель (чьим именем названа знаменитая премия Шведской академии наук). И как его наследники потом не судились, ничего не получили. Такой шаг повторил господин Зимин Д.Б. (что учредил фонд «Династия»). Он направил на благотворительность огромную часть своего состояния. 

«По его мнению, если бы он не раздал часть денег, то мог бы разрушить жизнь своих наследников.» (читайте здесь: https://zen.yandex.ru/media/intrendtoday/otkazalsia-ot-deneg-i-priznaniia-v-polzu-blagotvoritelnosti-istoriia-nashego-zemliaka-dmitriia-zimina-5da588161febd402a85defc3) Сильный ход, да? 

Схожий вариант не так давно увидел в интернете (не запомнил, где точно): господин Потанин сообщил, что не передаст своих миллионов наследнику – «чтобы не лишать его возможности сделать свою судьбу». И кто бы дал ему такой совет? 

Ну, в смысле, чтобы он его послушал? Только сам, осознав ситуацию, человек может сделать подобный выбор. Так что если не хватило денег на воспитание наследников, отдадите их на благотворительность!

Кто из нас лучший эксперт? 

Не зря одним из постулатов, на котором базируется коучинг, является утверждение, что «человек – лучший эксперт своей жизни!» В том смысле, что только он может принять наилучшее решение. Коуч лишь помогает его отыскать. Если, конечно, трудно это сделать самому. 

Последствия решений в бизнесе могут влиять на жизнь человека в самых разных аспектах. И там уже последствия экономической выгодой не измеришь, поскольку решение затрагивает жизненные ценности. А они что? Их же не взвесишь, которая больше, или дороже? 

Ценность против ценности не поставишь, типа, выбирай, какая лучше! Ценность может быть только рангом выше, или ниже, поскольку у каждого человека своя иерархия ценностей. 

Поэтому и нельзя дать тут совет – только сам человек понимает внутри собственного пространства, что же для него будет важнее? У него складывается своеобразный вектор, учитывающий много-много различных факторов, влияющих на принятие решения. 

И всё это многообразие факторов внешнему глазу не увидеть, не почувствовать, не понять, не осознать. И как тогда можно дать совет, который окажется действительно полезным? Никак! Вот почему коуч советов и не даёт, он только задаёт вопросы! Он же зеркало (:-)). 

Мне на память пришёл недавний случай – в комментариях к одной статье в Яндекс-Дзене, одна читательница привела свой пример. У неё, правда, речь шла не о бизнесе, а о личной жизни, но для наглядности нам здесь подойдёт. 

Она записалась на приём к специалисту, которая назвалась коучем, чтобы найти решение проблемы в отношениях с мужем. Деньги с неё взяли не малые, а совет ей дали такой – купить красивое эротическое бельё! 

Кто-то скажет, мол, а что, может быть это очень правильный совет! «Меня даже толком не выслушали, сразу поставили диагноз, от чего у меня с мужем сложности, и выпроводили с этим советом», пожаловалась читательница. 

Я ей в комментариях ответил, что, если вы встречаете коуча, который начинает давать советы, сразу бегите оттуда, потому что это мошенник, прикрывающий свой непрофессионализм популярным ныне званием. Потому что коуч советов не даёт! Никаких! Никогда! 

Ценные ценности 

А мы на сессии вроде попали в тупик – раз не получается понять, как сделать ценностный выбор? Без которого и решение в бизнесе не принять... задача выглядит нерешаемой. И вдруг… решение находит сам клиент! 

Дело в том, что, когда мы задаём себе вопросы, мы запускаем сложный мыслительный процесс. Который может идти незаметно от коуча, а, зачастую, и от самого клиента. И в какой-то момент вдруг наступает инсайт! То есть озарение! 

И мой виз-а-ви сообщает, что он не может, но, в этом смысле, и не хочет выбирать между ценностями! Оба-на! Как же бывает трудно в такой момент оставаться непредвзятым! Ведь я же зеркало (:-)) Но справляюсь, и мы начинаем исследовать новую вводную. 

И клиент приходит к мысли, что хочет сохранить баланс между ценностями. Баланс – это равновесие. И, конечно, это решение ничем не легче, чем выбор чего-то одного из двух. Но зато, когда желание сохранить баланс становится выверенным, даже, можно сказать, выстраданным, то оно для клиента становится ведущим. 

И, главное, он ему хочет следовать! Ведь оно родилось в результате его решения, а не совета со стороны. Да и, представьте, ну откуда бы я мог дать ему такой совет? Или, даже, посоветовав это клиенту всего 15 минут назад, я бы наткнулся на полное непонимание с его стороны. Получается как в той рекламе: "Иногда лучше молчать, чем говорить!" (:-))

Время пить кофе! 

И мы тогда переходим к заключительной части работы – как он собирается осуществить своё желание? Ведь мало что-то решить, надо же ещё и сделать! А для этого составляется план – что, как, когда будет сделано? 

Нет, не для отчёта передо мной – я же не контролёр (:-)). Это теперь ответственность клиента – ведь он свою жизнь делает успешной! Зачем ему за это отчитываться передо мной? 

И мы для этого рассматриваем такой инструмент, которое называется «Колесо жизненного баланса», а иногда и «Колесо Фортуны». Что это за инструмент? Читайте продолжение в следующем посте! 

Ну, а эта сессия закончилась. Всего один час за чашкой кофе… и какие результаты! А вы так продуктивно кофе пить умеете? (:-)) Обращайтесь, если есть часок времени, найдутся интересные решения для вашего бизнеса! 

Понравился пост? Подписывайтесь на страничку ФБ, рекомендуйте друзьям! А ещё лучше, звоните! Или запишитесь на бесплатную консультацию! 

Успехов в управлении!