Назад к списку

Опять про мозги!

Недавно у меня был пост, где была затронута тема про лево- и правополушарных людей . Я в одной компании рассказал эту историю, и меня попросили привести примеры логического и ассоциативного типов мышлений. 

Задумавшись об этом, я вспомнил, как в одном журнале (не помню уже, к сожалению, названия, давно дело было), прочитал статью одного психолога про ранее тестирование детей на предмет выявления их способностей. 

Маленькие дети ещё не очень хорошо владеют речью, и поэтому их просят не отвечать, а рисовать. И автор привёл такой пример: детей попросили нарисовать разлуку. Характерно различились 2 ответа, ну, в смысле, рисунка :-). Я их рисовать не буду, поясню на словах. 

Один ребёнок нарисовал две стрелки, направленные в противоположные стороны. А другой ребёнок нарисовал глаз, из которого катилась слеза. 


Первый показал физический смысл разлуки – люди разошлись в разные стороны. Причём сделал он это схематично. Прямо готовое ТЗ для моделирования!Второй же показал эмоциональную суть явления – это грусть от расставания близких людей. Тоже, по сути, ТЗ - можно стихи писать, или музыку минорную, или в театральной сценке показать. 

Я вот думаю, а не такой ли ребёнок, когда вырос, написал песню, которую исполняет Пугачёва? Помните, «Расставанье – это маленькая смерть!»? 

Как вы считаете, какова вероятность, что первый ребёнок будет писать стихи, которыми станут зачитываться? И будет ли второй писать классные компьютерные программы? Именно поэтому спор «физиков» с «лириками» беспочвенен – люди одного «полушария» пытаются навязать людям другого «полушария» свои представления. 

А представляете, что при этом происходит в команде топ-менеджеров в компании? И что в таком случае нужно делать? 

Вот и автор статьи делает вывод: с высокой степенью вероятности первому ребёнку имеет смысл совершенствоваться в точных науках, а второму - в гуманитарных. Но знают ли об этом их родители? 

Помните шутку: воспитание – это исправление в детях недостатков их родителей? Вот так часто потом и получается, что люди занимаются всю жизнь тем, к чему у них нет способностей.И потому им всё даётся огромным трудом, а результаты получаются очень скромные – принцип Парето неумолим. И они недоумевают – а почему рядом человеку всё даётся легко, словно играючи? 

Кстати, тест на IQ придуман для левополушарных людей. Да и придумали его левополушарные же люди :-).Отсюда правополушарные ощущают комплекс неполноценности, когда заканчивают этот тест с низким коэффициентом. А им его вообще не надо проходить :-) Это всё равно, что человеку завязать глаза, и проверять на меткость стрельбы. 

А представляете, чем грозит компании засилье одних или других? И что в таком случае теряет компания? 

Кстати, а вот если бы придумали тест для правополушарных людей, левополушарные товарищи его также бы благополучно заваливали :-). 

И я решил сделать такой небольшой мини тест, чтобы можно было попробовать проверить свои способности к ассоциативному мышлению. Но, чтобы было нескучно… Кстати, в игре «Что? Где? Когда?» частенько правильные ответы приносят не логики, а ассоциаторы.Все ответы в этой игре можно разделить на 3 группы: первая – это когда игрок просто знает ответ (скучно, да?), вторая группа – это когда к ответу приходят коллективно логическим путём. Типа, раскладывают ситуацию, и, к примеру, методом исключения находят правильный ответ.А ответы в третьей группе даже сначала непонятно как получаются. Идёт обсуждение (кстати, часто похожее на галдёж :-), кто-то высказывает мысль, другой игрок от этой мысли вдруг выдаёт следующую, не связанную с первой напрямую ну никак, а третий, подхватывая мысль второго, выдаёт мысль, являющуюся правильным ответом.Но как его мысль связана с мыслью второго игрока, тоже логически не проследить. Но мы догадываемся, что они связаны! Как? Да очень просто! Высказывая мысль, игрок «навевает» какую-то ассоциацию другому участнику. У того в голове что-то щёлкает, и рождается новая мысль, которая порождает уже новую ассоциацию у третьего участника.При этом от первой мысли до третьей – как от Земли до Луны! И вот это пока недосягаемо для ИИ :-). Ибо у кого, что, когда, и какую ассоциацию вызовет, предсказать невозможно! Именно поэтому логики так задачу решить не смогут – они мыслят по другим принципам. Это не плохо, и не хорошо, это просто по-другому. 

Кстати, как вы считаете, какой тип мышления даст компании больше преимуществ? И в каких случаях? 

Так вот, про тест. Я составил таблицу, в которой 10 строчек. Они разбиты на 2 блока по 5 строчек в каждом. В первом блоке (с 1 по 5 строку) заполнены строчки в колонке «Слово».Надо напротив, в правой колонке, раскрыть смысл каждого слова с 1 по 5 так, как вы считаете правильным.Во втором блоке (с 6 по 10 строку) обратная задача – в колонке «Смысл» даны расшифровки слов, которые вы должны понять по этим описаниям, и вписать каждое с 6 по 10 в колонку «Слово». 


Поскольку в ФБ таблицы делать нельзя, то таблица дана в виде рисунка. Вы присылайте ответы просто по номерам в столбик от одного до десяти. Ну, кому это интересно! :-) А я через неделю опубликую ответы, сверите с тем, что у вас получилось. Заодно узнаем, кто у нас прав, а кто – лев! :-)