Назад к списку

Коуч-сессия 1. Как обойтись без советов

Мы сидим с клиентом в тихом месте, в одном уютном кафе. Наша встреча тянется уже почти час. Тянется – это я про время, а у нас идёт очень плодотворная работа. Наверное, много кто из нас частенько сиживал с другом или подружкой в кафе, и знает, что час разговора проносится незаметно. Но что в результате беседы?


А разве что-то должно быть в результате, могут удивлённо спросить читатели? Увиделись, с удовольствием пообщались за чашкой ароматного кофе, обменялись новостями, что-то обсудили, разве этого мало? Да и что такого серьёзного можно решить за час? Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, с какой целью встречаться, и как проводить встречу? И вот по этим двум составляющим элементам коуч-сессия отличается от обычной встречи.

Не... бойтесь своих желаний!

На коуч-сессии мы работаем в парадигме партнёрства, хотя формально нас с клиентом связывают договорные отношения, где он – заказчик, а я - исполнитель. Казалось бы, странно, да? Но поскольку мы касаемся очень глубинных, потаённых сторон личности клиента, их открыть можно только тому, в ком ты безусловно уверен. А кто это может быть? Только партнёр! В том числе потому, что наше взаимодействие лежит в рамках этического Кодекса коучинга. А это практически также, как вы общаетесь с близким другом. В смысле, доверяете ему самое сокровенное!

Не зря в определении коучинга звучит идея партнёрского диалога, в процессе которого коуч помогает клиенту раскрыть потенциал для достижения его профессиональных и/или жизненных целей. И именно определение цели – первый шаг, с которого начинается коуч-сессия. Тимоти Голви, один из основателей коучинга, считал наисильнейшим препятствием на пути достижения человеком эффективности, так это отсутствие четко сформулированной цели.

И даже в тех случаях, когда клиент чётко формулирует свою цель на сессию, мы сначала её проверяем. И знаете почему? Слышали фразу «Бойтесь своих желаний, они исполняются»? Не, не потому, что «исполняются»! Хотя коучинг как раз на это и направлен! Знаете, наверное, знаменитую историю про царя Мидаса, который попросил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото? Как попросил, так и случилось – всё становилось золотом! В том числе, и пища! И есть он, хоть и был могущественным, сам уже не мог, и умер бы с голоду, если бы его не кормили слуги.

В зоне своего контроля

Так что, что если цели неправильно сформулировать, а они исполнятся, вы будете первым, кто об этом пожалеет! А я не хочу быть тем, кто вам в этом был партнёром! Поэтому и проверяем цель на предмет того, что это действительно то, что клиент желает достичь. И там бывает много интересных открытий! Например, клиент выражает желание, реализация которого зависит не от него, а от других людей. Допустим, в бизнесе это могут быть его подчиненные, поведение которых он хотел бы изменить. Но мы же с клиентом работаем не с его подчиненными, мы работаем с его личностью! И достижение цели должно лежать в пределах его зоны контроля.

В идеале, цель должна отвечать следующим требованиям:

  • быть собственной целью клиента
  • быть позитивной и вдохновляющей
  • быть «умной» - SMART
  • быть экологичной – положительно влиять на клиента, и не наносить вреда ни ему, ни окружающей среде, в первую очередь его окружению.

А вам что не мешает?

Для исследования своих целей задайте себе вопросы: в чём заключается цель? Зачем вам она? В чём её ценность для вас? Что вам даст её достижение? И что вы потеряете, если не достигнет цели? Как вы поймёте, что достигли цели? Как это произойдёт? И что вы будете при этом чувствовать? И вот если вы ответили себе на эти вопросы удовлетворительно, можно начинать поиск путей к достижению цели. 

Если же ответы получены не все, или они расплывчаты, т.е. даны общими словами без конкретики, то рискуете повторить судьбу Мидаса. Но бывает, что цель у клиента сформулирована настолько конкретно и чётко, что исследование цели происходит быстро, и это как раз был именно такой случай. Клиенту нужно было выбрать, какое решение из двух следует принять? Решения надо было принять в бизнесе, так как они были связаны с изменением состава активов. 

Такой запрос меня удивил – вроде подобные решения носят чисто экономический характер, и обычно имеют чёткие критерии выгодности – считаются оба варианта, и который выгоднее, тот логично и принять. Но раз заказчик выдвигает такую цель, значит дело не в этом. А в чём? Вот это и становится предметом дальнейшего исследования. И поэтому я начал с выяснения критериев решения: может там есть какие-то сложности? 

Но нет, клиенту там всё понятно, он эти критерии знает, понимает, не раз использовал. И тогда мы «ныряем» глубже - что мешает принять «понятное» решение? Выясняется, что ничего не мешает. И это ещё больше запутывает ситуацию: если решение понятно, и ничего не мешает, тогда вроде только надо взять и сделать! 

Прочь из страны советов!

Но это так просто выглядит со стороны! Потому что здесь кроется проблема советов – нам часто кажется, что мы поняли ситуацию, и даём совет, как надо поступить. Наверное, не раз так было с каждым из нас – друг просит совета, мы вместе с ним разбираемся, в чём проблема, и даём совет, что ему надлежит сделать. Вроде просто и эффективно! 

А помните, когда совет давали не вы, а вам? Вроде совет был правильный, логичный, да и может ли друг посоветовать плохое? А вы ему всё равно не следуете. Почему? А… а, зачастую, нам самим непонятно, почему? И кажется, словно внутри возникает какое-то ощущение, что совет с чем-то не стыкуется. И эта «нестыковка» порождает внутреннее сопротивление, не устранив которое, мы совет так и оставляем просто благим пожеланием. 

Вот поэтому коуч и не даёт советов, в отличие от консультанта. О разнице между коучем и консультантом вот здесь- прочтите, если это покажется важным. Коуч задаёт вам вопросы, которые вы задали бы сами себе, если бы задумались. Почему это трудно сделать самому? Потому что для этого надо увидеть себя со стороны, ну как в зеркале. Не зря у Пушкина был такой персонаж, помните: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи»? 

Согрейтесь... у  зеркала!

Но где взять такое зеркало, которое будет не льстить, а «говорить» правду? Но при этом будет беспристрастно, без оценочно, заинтересовано и вдохновляюще? Так вот коуч – это ваше «тёплое зеркало» (:-)) Кстати, а вы уже нашли своё «тёплое зеркало»? Обращайтесь, и у вас появится ещё один союзник, ведь вдвоём работать продуктивнее! 

И мы «ныряем» ещё глубже: а почему же тогда не удаётся выполнить понятное решение, которому ничто не мешает? Такие симптомы описания ситуации обычно являются знаком того, что мы подбираемся к главному секрету. Который запрятан где-то глубоко внутри, там, в глубинах сознания человека. Словно иголка из сказки, которая таилась в яйце, помните? Но чтобы туда добраться, надо снять много внешних оболочек, которые словно маскируют от нас истинные причины. 

И мы начинаем исследовать, какие ещё ценности могут быть затронуты при принятии решения, кроме тех, что составят выигрыш в бизнесе? Какие? Читайте в следующем посте! 

Понравился пост? Подписывайтесь на сайт, рекомендуйте друзьям! А ещё лучше, звоните! 

Или запишитесь на бесплатную консультацию! 

Успехов в управлении!